Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Физическое развитие

Опубликовано 13.03.2019

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Физическое развитие" для детей 5-7 лет.
Составила: воспитатель Тришкина О.В., п. Рогачевский, 2019 год. Конспект НОД по физической культуре «Секрет здоровья».
Цель: Создание условий для приобщения детей к здоровому образу жизни, формирование привычки у детей выполнять физические упражнения.

Задачи:
1.    Оздоровительные: Формировать правильную осанку у детей во время ходьбы, бега, упражнений; укреплять мышцы ног и свода стопы в ходе выполнений упражнений.
2.     Образовательные : Повторить ходьбу в колонне по одному с   выполнением заданий по сигналу воспитателя, бег;  упражнять в ползании по гимнастической скамейке, обхват рук с боков; повторить упражнения в прыжках;   развивать равновесие при ходьбе по канату; развивать физические качества: ловкость, быстроту, равновесие, гибкость, силу, общую выносливость;
3.    Воспитательные:  Воспитывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями;  воспитывать позитивные качества характера (умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность).
Материалы и оборудование: гимнастические палки, обручи, гимнастическая скамейка, канат, разноцветные круги.
Способ организации: групповой.

Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли на физкультурный зал. Давайте все вместе и громко поздороваемся.
Воспитатель: Спорт, ребята, очень нужен!
                        Мы со спортом крепко дружим!
                        Спорт-помощник!
                        Спорт-здоровье!
                        Спорт-игра!
                        Физкульт-УРА!
Воспитатель:  
У нас с вами сегодня   необычное путешествие. Сегодня мы узнаем секрет здоровья.  Итак:
«Секрет здоровья отправляемся искать,
К здоровью отнесёмся мы серьёзно,
Мы знаем в наших силах всё возможно! »

Воспитатель: В одну шеренгу становись! Ровняйся! Смирно!
Налево в обход по залу, шагом-марш!
Идем обычным шагом друг за другом.
Собирайтесь - ка, друзья, отправляться в путь пора!
Весело шагаем, ноги поднимаем!
Мы на пальчиках идем, прямо голову несем!
Мы на пяточках идем, руки на бока кладем.
А теперь легонько побежали.
Дальше побежали на носочках.
Снова весело шагаем, выше ногу поднимаем.
 
Воспитатель: Чтобы узнать где мы с вами оказались, нам нужно оглядеться.
Гимнастика для глаз
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.     Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.

Воспитатель: Мы прибыли на станцию. А как станция  называется, вы узнаете, когда отгадаете
загадку:
Холодное, но не космос,
Горячее, но не пламя,
Не часы,  а тикает?
 (сердце).
- Верно, скажите пожалуйста, ребята, какого размера наше сердце. (ответ с кулачок)
- Правильно. А кто мне скажет, где находится сердце.(ответ в верхней части туловища, левее от середины).
Сейчас, положите ручки  на шею и  послушайте, как стучат ваши сердца.
Что Вы слышите? (тук-тук-тук-тук). Как оно бьется быстро или медленно. (ответ: медленно). А я вам предлагаю сделать разминку и еще раз измерить наш пульс.
 Затем дети идут по кругу, берут в правую руку гимнастическую палку и строятся через центр по двое.

Комплекс ОРУ с гимнастическими палками
Для мышц рук и плечевого пояса:
1.«Палка вверх» И. п. — стойка ноги на ширине ступни, палка внизу хватом шире плеч. 1 — палку вверх; 2 — сгибая руки, палку назад на голову; 3 — палку вверх; 4 — палку вниз, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
2.«Пропеллер» И.п. –основная стойка палка вниз. 1-палка вперед.2- поворот палки вертикально, опуская правую руку вниз, поднимая левую руку вверх; 3- палка горизонтально; 4- палка вертикально, опуская левую руку вниз, правую руку вверх; 5 – палка горизонтально; 6- исходное положение. (5 раз)
Для мышц туловища:
3.«Повернись» И.п. –стоя, ноги врозь, палка вниз.  1-2 поворот туловища вправо, руки прямые, колени не сгибать; 3-4 вернуться в исходное положение. То же влево. (6 Раз)
4.«Наклон». И.п. –сидя, ноги врозь, палка на коленях. 1-палку вверх; 2-наклон вперед к правой ноге, коснуться носка; 3- выпрямиться, палка вверх; 4- вернуться в исходное положение. То же к левой ноге (5 раз)
    5. «Уточка» И. п. — лежа на животе, руки впереди, палка в обеих   руках, ноги вместе. 1 – поднять руки и ноги одновременно, подержать 1-2 секунды; 2 – исходное положение; 3 - поднять руки и ноги одновременно, подержать 1-2 секунды;  4 – исходное положение (5-6 раз).
Для мышц ног и стоп:
    6. «Приседание» И. п. — стойка ноги на ширине ступни, палка внизу, хват на ширине плеч. 1 — присесть, палку вперед; 2 — исходное положение (6 раз)
  7. «Прыжки». И.п. –основная стойка, руки произвольно, палка на полу справа. Прыжки через палку вправо и влево на счет 1-4, затем пауза и снова прыжки. Повторить 2-3 раза.
       8. «Массаж» И. п. — сидя, пальцы правой ноги на палке. Раскатывать палку ступней (от пальцев до пятки). То же повторить левой ногой (6 раз).

Снова измеряем пульс на шее (сердце бьется быстро)
Воспитатель: А теперь немного отдохнем и выполним дыхательные упражнения
Без дыханья жизни нет,
 Без дыханья меркнет свет
Дышат птицы и цветы
Дышим он, и я, и ты.
Дышим тихо, спокойно, плавно
Все мы медленно подышим,
Тишину вокруг услышим.
(медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу). На выдохе произнести «У-х-х-х» повторить (4-5 раз)
 
Воспитатель: И  вот мы с вами оказались на следующей станции «Спортивная».
 ОВД.
Воспитатель: Перед вами полоса препятствий и преодолеть ее смогут лишь те, кто делает ежедневно зарядку и занимается спортом. ( упражнение выполняется поточным методом 3 раза).
1.     « По кочкам через болото»- прыжки из обруча в обруч на двух ногах. Прыгаем из обруча в обруч. Не толкаем друг друга

2.     «Проползи по мостику» -  ползание по скамейке на животе.
Ложимся животом на скамейку и ползем, подтягивая себя руками вперед.


3.    «Не соскользни в обрыв»- упражнение на координацию движения. Дети должны пройти по веревке (носок к пятке) руки на поясе.

Воспитатель: Замечательно справились, настоящие спортсмены!

П/ИГРА.  «Витаминки».
А сейчас мы с вами поиграем. Зал (организм человека).( У детей круги разных цветов.) Во время болезни вам мама дает витамины разных цветов, чтобы укрепить ваш организм, т. е
убить микробы внутри вас. Положили круги на пол.
Назначается водящий – (микроб).
Пока звенит бубен - вы бегаете по залу, перестает звенеть бубен, быстро занимаете свою «витаминку».

Релаксация
Упражнение “Лентяи”

Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. (Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные.)
Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

Воспитатель: Вот мы с вами и очутились в нашем любимом детском саду.

Подведение итогов занятия.
Воспитатель:
-Ребята, как настроение? Вот и здорово. Как вы думаете, удалось нам раскрыть секрет здоровья? А через какие упражнения, назовите их? Для чего их необходимо выполнять человеку? Так в чём же заключается секрет здоровья?
Воспитатель:
-Кто спортом занимается, тот в жизни улыбается.
Нет рецепта в мире лучше, будь со спортом неразлучен.
Проживешь 120 лет - вот в чем кроется секрет!
Построение в шеренгу.

Ходьба в колонне по одному.
Воспитатель: - Занятие окончено, до свидания!

Временной план физкультурного занятия в старшей группе
Как и в средней группе по установке Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) физкультурные занятия в старшей группе продолжительностью 30 минут проводятся три раза в неделю. Из них два урока организуются в спортивном зале, а один, если позволяют погодные условия, на улице. Структура занятия при этом остаётся неизменной:
•    введение (до 6 минут), призванное мотивировать ребят на работу и включающее упражнения на формирование правильной осанки, укрепление костно-мышечного аппарата;
•    основная часть (до 20 минут), в процессе которой дети знакомятся с новыми упражнениями общеразвивающего вида, заданиями на ориентирование в пространстве, удержание равновесия, отработку навыка лазанья, метания и закрепляют их выполнение, в том числе и в подвижных играх;
•    заключительный этап (до 4 минут), направленный на возвращение детей в спокойное состояние после физнагрузок при помощи дыхательных упражнений или малоподвижных игр.

Завершить занятие можно спокойным упражнением для восстановления дыхания
Таблица: Овкаджиева Д.Т. конспект физкультурного занятия на тему «Путешествие в страну Здоровейка» в старшей группе (фрагменты)
Этап    Суть
Вводный    Дети входят в зал и встают в одну шеренгу.
Построение в колонну по одному.
В колонну по одному становись!
Собирайтесь-ка, друзья, отправляться в путь пора!
Весело шагаем, ноги поднимаем!
Мы на пальчиках идём, прямо голову несём!
Мы на пяточках идём, руки на бока кладём.
Снова весело шагаем, выше ногу поднимаем…>
    <… — Вот мы и в стране Здоровейка. Оглянитесь, осмотритесь! Что вы видите вокруг? (ответ детей)…
— Мы на полянке. Видите, какие прекрасные ромашки растут здесь! Давайте их понюхаем (дыхательное упражнение «Запах цветов».
Давайте побегаем и походим между цветочками.
«Раз! Два! Три! Синие ромашки собери и в коробку положи»
«Раз! Два! Три! Белые ромашки собери и в коробочку сложи».
    •    ходьба обычная — 15 сек;
•    ходьба на носках — 10 сек;
•    ходьба на пятках –10 сек;
•    ходьба с высоким подниманием бедра — 15 сек…>
Основной    <… — Посмотрите, посмотрите, тоже палочку в руки возьмите!
Упражнение «Палка вверх, палка вниз!»
Инструкция:
1.    И. п.: ноги на ширине плеч, палка внизу.
2.    1 — палка перед грудью.
3.    2 — палка вверх.
4.    3 — палка перед грудью.
5.    4 — исходное положение.
Упражнение «Наклонись, палкой пола ты коснись»
Инструкция:
1.    И. п.: ноги на ширине плеч, палка внизу.
2.    1 — палка вперёд.
3.    2 — наклон вперёд, коснуться пола.
4.    3 — выпрямиться, палка вверх.
5.    4 — исходное положение…>

Подвижная игра «Ловишки с ленточками».
Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка, которого выбирают считалкой. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. По сигналу: «Раз, два, три — в круг скорей беги!» все строятся в круг. Воспитатель предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточки, то есть проиграл, и подсчитывает их.
Ловишка возвращает ленточки детям, и игра повторяется с новым водящим.
Заключительный    Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем (2 раза).
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело, (2 раза)
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке…
Мы спокойно отдыхали
Сном глубоким засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора опять играть…>
    <… В детский сад вернуться надо,
Друг за другом — становись!
Спокойно пойдём, глубоко вдохнём-выдохнем,
Снова вдох и выдох.
 
Методика проведения открытого занятия по физической культуре в старшей группе
Для того чтобы продемонстрировать, чему дети научились за определённый отрезок образовательного процесса, проводятся открытые занятия, которые имеют такую же структуру и временной план, как и обычные. Показательные физкультурные уроки в старшей группе обычно организуются два раза в год. Во время подготовки открытого занятия педагог придерживается следующих правил:
•    не включает задания, которые малышами ещё не выполнялись (для старшей группы это условие касается, прежде всего, упражнений с комбинацией движений и разными атрибутами);
•    не выбирает в качестве показательного первый урок в теме;
•    делает занятие сюжетным (например, путешествие в страну Спорт для знакомства с разными видами спорта, или приключения с Лунтиком на планете Здоровья).

Открытое занятие строится на знакомых детям упражнениях, в которых они умеют работать синхронно
Таблица: Строкова А. конспект открытого занятия по физкультуре на тему «Где прячется здоровье» в старшей группе (фрагменты)
Этап    Суть
Вводный    Дети проходят под музыку в спортивный зал, строятся в одну шеренгу.
— Ребята, давайте друг с другом поздороваемся! Вот мы с вами и пожелали друг другу здоровья. Да-да, ведь слово «здравствуйте» означает — здоровья желаю! Сегодня я хочу рассказать вам старую легенду.
«Давным-давно на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек… >
Основной    <… Инструктор: — Я открою вам маленький секрет! Наше здоровье можно сравнить с прекрасным цветком, у которого много лучиков, эти лепестки живут в каждой клеточке нашего организма. Сейчас мы с вами узнаем, как называется наш первый лепесток.
Тёмным лесом, светлым лугом
Мы шагаем друг за другом (ходьба обычная).
Чтоб цветочки не помять,
Нужно ножки поднимать (ходьба с высоким подниманием колена).
Меж деревьев мы бежали (бег «змейкой»),
Вдруг мы поле увидали (бег на пятках).
Если только бы вы знали (быстрая ходьба через середину зала),
Как мы быстро зашагали. (построение в одну колонну обычным шагом)…>
    <… Упражнения на дыхание:
«Погреемся»: руки развести в стороны, затем быстрыми движениями скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнести: «у-х-х!»;
«Заблудился в лесу»: делать вдох, на выдохе прокричать «а-у-у».
Инструктор: Скажите, пожалуйста, почему мы выполняем дыхательные упражнения?
Дети: Чтобы наш организм обогатился кислородом…>
    <…Игра «Быстрые ракеты»
Инструктор: — Ребята, а ещё, чтобы найти здоровье, нам с вами нужно двигаться ритмично.
Ритмические упражнения под музыку.
Перестроение в одну колону. В ходьбе выполняются дыхательные упражнения. Затем дети останавливаются…>
Заключительный    <… Инструктор: «Закроем, дети, глазки.
Представим, что мы в сказке.
Мы, словно цветы на полянке лесной,
Согретые солнцем, умыты весной.
Мы тянемся вверх, лепестки раскрывая,
И ласковый ветер нас тихо качает,
И нежные песни нам птицы поют,
И соки земные нам силы дают»
А теперь откройте глаза, внимательно посмотрите друг на друга, почему у …(имя ребёнка) сверкают глаза? Почему … добрая улыбка? Почему вы все весело улыбаетесь? Какое у вас настроение? Хорошее настроение — вот имя последнего лепестка. Посмотрите, цветок улыбается, радуется за вас, потому что мы нашли, куда боги спрятали наше здоровье. А вы сможете беречь его? А как вы это будете делать? Молодцы, я уверена в вас!
    — А вам понравилось искать здоровье? (ответы детей)
Инструктор: — Ну, что же наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Под марш дети уходят в группу.
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-fizicheskoi-kulture-v-starshei-grupe-gde-prjachetsja-zdorove.html