Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Советы для родителей

Опубликовано 21.04.2022

Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим малышом в удивительный мир гармонии звуков.

—        Создайте фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др. Сейчас выпускается много музыкальных записей импровизационно-романтического характера. Такую музыку можно слушать специально, включая на тихой громкости при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку, процесс укладывания малыша спать и др.
—        Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий. Такой аккомпанемент украсит и собственное исполнение песен, кроме того, можно сопровождать его фланелеграфным театром.
—        Чтение стихов, сказочных историй также может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах.
—        Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов.
—        Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и грациозность движений.
—        Инсценирование – еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые картины, что, безусловно, развивает фантазию малышей.
—        Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации – передающие то или иное состояние или на заданный текст – вызывают у детей большой интерес и активно развивают их творческое начало.
—        Совместные походы на детские спектакли, концерты обогатят впечатления малыша, позволят расширить спектр домашнего музицирования.
—        Бывая на природе, прислушивайтесь вместе с ребенком к песенке ручейка, шуму листвы, пению птиц. Вокруг нас – звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша.

«Загадки о музыкальных инструментах»:

1. Внутри пустой, а голос густой.
Сам молчит, а бьют – ворчит. (Барабан)

2. У неё вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть – не рубашка.
Не индюшка, а надувается,
не птица, а заливается. (Гармошка)

3. Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
Динь-дон-дон, динь-дон-дон.
(Колокольчик)

4. Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет… (Скрипка)

5. У этого инструмента есть струны и педаль,
Несомненно, это звонкий, черный глянцевый… (Рояль)

6. Опускаем молоточки
На железные листочки,
И летит веселый звон!
Что звучит? (Металлофон)

7. Дед Егор еще не старый,
Внуку сделал он подарок,
И теперь у нас Ванютка
Целый день дудит на … (Дудке)

«Озвучивание сказок»

Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребенку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. На домашнем празднике можно удивить маленьких гостей и вовлечь их в совместное исполнение.

Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба (музыкальная шарманка), и была у них курочка Ряба.
Снесла однажды курочка яичко («кудах-тах-тах, кудах-тах-тах»-голосом), да не простое (удар деревянными ложками), а золотое (удар по пластинке металлофона).

Дед бил, бил – не разбил (удары по пластинке металлофона в низком регистре).
Баба била, била – не разбила (удары по пластинке металлофона в высоком регистре).
Мышка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике) – яичко упало и разбилось (глиссандо на металлофоне снизу вверх).
Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику).

А курочка им говорит (частые удары по треугольнику):
«Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику), не плачь, баба (частые удары по треугольнику). Я снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке металлофона), а простое (удар деревянными ложками)».

«Озвучивание стихов»

Стихи увлекают своим ритмом, и дети читают их с удовольствием, но, как и при разучивании сказки, образы стихотворений становятся яркими, если при чтении добавить подыгрывание на музыкальных инструментах. Они могут быть самыми разнообразными. И не спорьте с ребенком, когда он выбирает то или иное звучание, позвольте ему искать и пробовать, поддерживайте юного творца в этом процессе, и постепенно им будут найдены самые удачные сочетания слов и звуков.

Апрель.
Апрель, апрель! На дворе звенит капель (удары по треугольнику)
По полям бегут ручьи (глиссандо на металлофонах снизу вверх),
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи (удары в пластмассовый молоточек)
После зимней стужи. (Погремушка, встряхивание листа бумаги или катание ребристого карандаша по столу).
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник. (Размеренные встряхивания маракаса,
удары деревянными ложками или игра на барабане).
Стали птицы песни петь (игра на свистульке)
И расцвел подснежник. (игра на колокольчике).
                       С. Маршак

«Музыкальные загадки и игры»

Загадки очень полезны для детей:  они развивают воображение, смекалку, расширяют представления об окружающем мире. Попробуйте загадывать их с помощью музыкальных инструментов и игрушек. Используйте те же приемы игры, что при озвучивании сказок и стихов: глиссандо по пластинкам металлофона может изображать ручеек, и ливень, и солнечные лучики; удары по пластинкам металлофона или по треугольнику – часы, капли дождя, сверкание снежинок; встряхивания погремушки или маракаса – шум листвы, дождя, метель и т.д.

Загадывать можно по очереди – сначала взрослый, потом ребенок.
Очень нравятся детям игры с музыкальными инструментами, например:
«Угадай, на чем играю», «Музыкальное эхо».  Для них, кроме набора музыкальных инструментов и игрушек, понадобится ширма.
1. «Угадай, на чем играю». Взрослый за ширмой играет на каком-либо инструменте, а ребенок отгадывает его. Для ответов можно также заготовить соответствующие картинки и дополнительный набор музыкальных инструментов.

2. «Музыкальное эхо». Ребенок повторяет сыгранные звуки в заданном ритме. Сначала ритм должен быть самым простым, например два коротких звука, один долгий; четыре коротких звука, один долгий; долгий звук, два коротких, один долгий. Повторять ритм ребенку следует на каком-нибудь одном инструменте, но лучше не том же, на котором играл взрослый. Эти игры могут быть переведены в разряд настольных, по типу «Лото». Для этого заготовьте большие карточки, разбитые на клетки, в которых изображены музыкальные инструменты, которые будут использоваться, и маленькие карточки с их изображениями. Когда звучит какой-либо инструмент, ребенку следует выбрать нужную карточку и положить ее на клетку с изображением звучащего инструмента, желательно предварительно повторив заданный ритм. Играть можно нескольким участникам. Побеждает тот, кто быстрее правильно заполнит все клетки.

Правила игры на детских музыкальных инструментах:

Немаловажным фактом успешного музицирования на музыкальных инструментах является знание приемов игры. Познакомьтесь с ними и поясните их маленькому музыканту.

Барабан: поставьте на столик или подставку, палочки возьмите в обе руки (зажмите между вторым и первым пальцами), затем ударьте ими по мембране.

Треугольник: возьмите левую руку за ремешок, поднимите на уровень груди, палочку возьмите в правую руку; удары производятся или по основанию инструмента, или по боковым сторонам снаружи. Возможны быстрые удары изнутри по боковым сторонам инструмента (эффект тремоло).

Колокольчик: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и покачивайте из стороны в сторону.

Бубен: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхивайте или возьмите в левую руку, поднимите вертикально (боком к играющему) и правой рукой ударяйте по мембране.

Маракас, румба, погремушка: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхивайте или возьмите в правую руку и ударяйте музыкальным инструментом по ладони левой руки.

Тарелки: возьмите за держатели правой и левой руками и ударяйте тарелки скользящими встречными ударами друг о друга.

Металлофон или ксилофон: поставьте перед собой на столик или подставку, палочку возьмите в правую руку (как ложку), разверните параллельно корпусу инструмента. Игра производится двумя способами: отдельными ударами или скользящим движением вдоль пластинок (глиссандо).

«Фланелеграфный театр»

Фланелеграфный театр – один из замечательных способов занятий с ребенком, возможность развивать его способности в различных направлениях. Этот вид  театра включает в себя исполнение песен, потешек, стихов с одновременным выкладыванием фигурок на фланелеграфе в соответствии с сюжетом. Украшает исполнение подыгрывание на детских музыкальных инструментах и игрушках.

Сначала нужно сделать сам фланелеграф. Подберите кусок фанеры произвольных размеров, на котором будут располагаться фигурки, и обтяните его фланелью. Получившийся фланелеграф прислоните к спинке стула. Если вы сделали сзади подставку, фланелеграф можно размещать на столе.
Выберите материал для инсценирования и нарисуйте героев. Можно воспользоваться подходящими иллюстрациями из книг и раскрасок. Иллюстрации нужно перевести на твердый картон, раскрасить и вырезать, с обратной стороны приклеить кусочки фланели или бархатной бумаги, чтобы фигурки не падали.
Раным-рано поутру петушок: «Ку-ка-ре-ку!» (Выкладывается петушок.)

Разбудил петушок солнышко, а вместе с ним и все проснулись (глиссандо на металлофоне):
Наши уточки с утра: «Кря-кря-кря» (выкладываются уточки),
Наши курочки в окно: «Ко-ко-ко» (выкладываются курочки),
Наши гуси у пруда: «Га-га-га» (выкладываются гуси).
Вдруг собачка прибежала (выкладывается собачка),
Всех-всех-всех перепугала: «Гав-гав-гав!» (убираются остальные фигурки).
Ты, собачка, не лай, друзей наших не пугай (погрозить пальцем собачке),

Лучше с нами поиграй.
Далее можно загадывать собачке загадки, ( в том числе на музыкальных инструментах), спеть ей песенку и т.п.