Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»

Опубликовано 25.01.2023

Выполнила: Музыкальный руководитель, Сосидка Ирина Александровна
Уважаемые, коллеги, я начну свой доклад с вопроса к вам:
«Жил он много лет назад, внёс в науку большой вклад.

Взял круги, соединил, их на сектора разбил.
Получил компьютер мощный, для учителей помощник.
Как творца фамилия?»
Это Раймонд Луллия.

Он изобрел круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания. Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод, и они решили адаптировать его к образовательной деятельности с дошкольниками. Лелюх Светлана Викторовна, Сидорчук Татьяна Александровна и Хоменко Николай Николаевич на основе метода луллизма разработали методику для детского сада - «Кольца Луллия». Центральное место в ней занимает многофункциональное пособие - круги Луллия.

Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Конструкция данного пособия очень проста:
- На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра.
- В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
- Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Основная цель: развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения.
Пособия можно использовать в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.
Круги Луллия бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные. Педагоги могут использовать от 2 до 4 кругов, в зависимости от возраста детей. Круги разделены на сектора, количество которых варьируется от 4 до 8. На каждый сектор круга помещается картинка (в нашем случае фото композиторов, картинки к музыкальным произведениям). Можно использовать сменные картинки, это позволит использовать одну и тужу основу – круг - для разных игр.
Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок, раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что, используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Методические рекомендации по построению системы тренингов:
• Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги.
• Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
• В работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом).
• Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
• Тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей).
• Сами круги желательно изготовить из пластика (или толстого картона). На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью мастики или скотча, чтобы воспитатель и дети могли легко поменять их.
• Тренинг должен состоять из двух частей:
1) Уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание – РЗ);
2) Упражнения на развитие воображения (фантастическое задание – ФЗ).
Я предлагаю вашему вниманию две игры с кругами Луллия: «Угадай чье произведение?» и «Музыкальные профессии».
Круги Луллия «Угадай чьё произведение?»
Развивающая познавательная игра для детей дошкольного возраста на
развитие памяти, внимания, ассоциативного мышления.
Цель игры: закрепление знаний детей о музыкальных произведениях по
программному слушанию музыки и о композиторах, их создавших.
Ход игры: Ребёнок слушает знакомое музыкальное произведение, затем совмещает сектор с картинкой, подходящей по содержанию и образу данного
произведения с портретом композитора, который его создал, при этом
объясняя свой выбор.
Список музыкальных произведений:
1. В. Моцарт – «Колыбельная».
2. Н. Римский Корсаков – «Полёт шмеля» («Сказка о царе Салтане»).
3. Д. Кабалевский – «Клоуны».
4. А. Вивальди – «Времена года».
5. Л. Бетховен – «Весело-грустно».
6. П. Чайковский – «Болезнь куклы» («Детский альбом»).
7. Р. Шуман – «Смелый наездник» («Детский альбом»).
8. М. Глинка – «Жаворонок».
Круги Луллия «Музыкальные профессии»
Развивающая логическая игра для детей дошкольного возраста.
Цель игры: закрепление знаний о профессиях музыканта, музыкальных инструментах, расширение кругозора и словарного запаса по данной теме. Занятия с данным пособием развивают внимание, образное и логическое мышление, смысловую память.
Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов, изображенных на секторах большого и малого круга. Затем устанавливает сектор указателя напротив любой картинки большого круга и называет слово, например: дирижерская палочка, микрофон, пианино, саксофон и т.д.
Музыкальный руководитель задает вопрос: «Кому принадлежит данный предмет?» Поворачивая маленький круг с изображением профессий музыканта, ребенок совмещает сектор, который соответствует данному предмету или музыкальному инструменту по его характерным признакам и называет профессию музыканта. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не подберет все парные картинки.
Картинки- пары:
Дирижерская палочка - дирижер; микрофон - певец; пианино - пианист; барабаны - барабанщик; труба - трубач; скрипка - скрипач; саксофон - саксофонист; гитара - гитарист.
В своем мастер-классе я постаралась кратко представить основные положения организации игр с кругами Луллия. Вы может использовать на практике тренинги в полном объеме, а можете включать в образовательный процесс отдельные игры. Все зависит от того, какие задачи вы ставите на данном этапе.
Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников – это игра. Круги Луллия – это тоже игра. Дидактическая игра, где в игровой форме скрыты задачи по развитию ребенка.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что методика «Кольца Луллия» соответствует Стандарту дошкольного образования и вполне успешна может применятся в детском саду, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей.
Если вас заинтересовала данная тема, я приготовила для вас информационные буклеты.